Образовательные стандарты и требования

С 01.09.2020 года учащиеся 10 класса переходят на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Далее ФГОС СОО).

Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Система образования любого государства решает те задачи, которые ставят перед ней государство и общество. Прежде всего, приступая к работе над стандартом, разработчики задали вопрос: «Что в настоящее время требуется семье, обществу и государству?», и впервые подготовка стандарта началась с серьёзного социологического исследования о запросах семьи, общества и государства к результату образования, в котором приняли участие представители бизнеса, политических кругов, семьи с самым разным достатком, жители городов и сёл. Результаты исследования определили и формат стандарта.               

Новый стандарт  это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету, это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.

При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

  • российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
  • консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
  • национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
  • патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
  • идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций
  • конкурентоспособности личности, общества и государства;
  • ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

Нормативные докумены

Федеральный уровень:

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2015 N 35953)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413»

Приказ Министерства образования и науки от 29 июня 2017 г. №613 «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденный Приказом министерством образования и науки Российской  Федерации от 17 мая 2012 г. № 413

Региональный уровень:

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 15.11.2019 №316-01-63-2691 «О создании рабочей группы по обеспечению перехода на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в образовательных организациях Нижегородской области»

Постановление Правительства Нижегородской области от 12 мая 2014 года № 321 «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Нижегородской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения»

Приказ Министерства образования Нижегородской области от 10.04.2015 №1295 «О создании учебно-методического объединения в системе общего образования Нижегородской области»

Школьный уровень:

ФГОС начального общего образования (1-4 класс);

ФГОС основного общего образования (5-9 класс);

ФГОС среднего общего образования (10-11 класс).

ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Сроки и порядок перехода на обновленные ФГОС

Переход школ на обновленные ФГОС осуществляется в следующие сроки:

  • 2022/2023 учебный год -1 и 5 классы, остальные классы по мере готовности школ;
  • 2023/2024 учебный год – 1-4, 5-7 классы, остальные классы по мере готовности школ;
  • 2024/2025 учебный год — 1-9 классы.
  • 2023/2024 учебный год — старшие классы.

Переход на новый ФГОС СОО с 1 сентября 2023 года (Скачать)